Государственное учреждение образования "Детский сад №2 г.Толочина"

Портал рейтинговой оценки

Детский правовой сайт

МИНИСТЕРСТВО ПО ЧС

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР

Интерактивная карта

Толочинский район

Белорусский детский фонд

Доска объявлений



Трудовая деятельность детей дошкольного возраста. Ознакомление с трудом взрослых

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» «Интервью о работе помощника воспитателя» в средней группе: конспект и технологическая карта ( воспитатель первой квалификационной категории Таутова Н.А.) 

2.Экологическое развлечение  «Праздник леса» в старшей группе (воспитатель первой квалификационной категории Додонова Е.В)

  1. Экскурсия как форма ознакомления с трудом взрослых (информация из опыта работы Сычева Т.А.)
  2. Методическая разработка в помощь для планирование трудовой деятельности «Картотека трудовой деятельности
  3. Презентация «Виды трудовой деятельности»
  4. Маршрут выходного дня «Путешествие в лесной питомник»

Конспект занятия в средней группе

Таутова Наталья Александровна,

Воспитатель дошкольного образования

Первой квалификационной категории

Тема занятия: «Интервью о работе помощника воспитателя»

Образовательная область: Развитие речи и культура речевого общения

Тип занятия: закрепление полученных знаний

Программные задачи:

  1. Продолжать формировать у детей умение составлять короткий повествовательный рассказ о профессии помощника воспитателя по графической схеме;
  2. формировать умение детей подбирать слова, определяющие действия помощника воспитателя;
  3. упражнять детей в четком и правильном произнесении звука [С], с разной силой голоса;
  4. воспитывать уважение к труду взрослых.

          Методы и приемы: беседа, вопросы, сюрпризный момент, анализ собственной деятельности. 

Оборудование: микрофон, картинки с приметами для уборки, мнемодорожка рассказа.

Источники планирования:

Учебная программа дошкольного образования / Министертво образования Республики Беларусь.— Минск : Нац. ин-т образования; 2023. — 380 с.

Ход занятия:

1.Организационный момент (звенит колокольчик).

 Воспитатель:

--Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, я буду брать у вас интервью о нашем помощнике воспитателя.

--Как зовут помощника воспитателя?

--Что она делает?

--Для чего она выполняет эту работу?

 2.Д/и «Составь предложение».

--Рассмотрите картинки с предметами для уборки и составьте предложения с этими словами (ёршик для чистки туалета; тряпочка для протирания пыли; губка для мытья посуды; посуда для сервировки; пылесос для уборки помещения; швабра с ведром для мытья пола).

--Все эти предметы для чего? (обобщение -- для уборки)

3.Упражнение «Песенка водички».

--Чтобы уборка была эффективна, помощник воспитателя использует воду. Вода поёт песню [cccccc]. Когда кран включают, вода течёт тихо, и песня тихая; кран открывают больше- песня громче; кран открыли полностью- песня звучит громко. Когда воду выключают- вода журчит всё тише и тише. Включайте (выключаем) воду и вместе пойте её песню.

 Повторяем 2-3 раза

4.Физкультминутка.

 

Начинаем мы уборку

С Машей с самого утра.

Я с окна стираю шторку,

Пол сестричка подмела.

Вместе книжки разбираем,

Расставляем по местам.

Перемыла я посуду

И цветочки полила.

Маша, пыль стерев повсюду,

Все игрушки убрала.

 

 

Дети

имитируют движения

 

5.Составление рассказа по графической схеме о профессии помощника воспитателя.

--Предлагаю вам составить рассказ о нашем помощнике воспитателя, а помогут нам картинки.

--Кто это? (Ольга Александровна- помощник воспитателя)

--Что она делает? (Она помогает нашему воспитателю Наталье Александровне)

--Что Ольга Александровна делает в группе? (протирает пыль, моет пол, кормит и т.д., чтобы в группе было чисто, детям уютно)

--Что можем сказать об О.А.? (её труд важен, мы её любим, уважаем её труд)

Воспитатель выставляет картинки после каждого предложения, собирая мнемодорожку, составляет рассказ.

Воспитатель: --Послушайте какой у меня получился рассказ:

--Ольга Александровна- помощник воспитателя. Она помогает нашему воспитателю Наталье Александровне. О.А. протирает пыль, моет пол, кормит и т.д., чтобы в группе было чисто, детям уютно. Её труд важен, мы её любим, уважаем её труд.

--А теперь я предлагаю вам составить рассказ.

Повторяем 2-3 раза.

6.Итог.

--Что мы сегодня делали? (составляли рассказ)

--О ком? Кто она?

--Что сложного было на занятии? Что понравилось?

--Что вы расскажете маме?

--Чем вы можете помочь дома маме?

--А сейчас я предлагаю вам помочь Ольге Александровне.

Сценарий развлечения «Праздник леса»

старшая группа,

воспитатель первой квалификационной категории Додонова Е.В.

Цель: обобщить знания детей о природе Беларуси, о Красной книге Республики Беларусь, о природоохранной деятельности в Толочинском районе; ранняя профориентация воспитанников.

 

Ход развлечения

   Дети выходят под фонограмму звуков леса.

  Воспитатель: Сегодня у нас в зале много гостей, которые пришли разделить с нами радость и поучаствовать в нашем «Празднике леса». Поприветствуем их! (Дети здороваются).

Воспитатель: 

--В этом доме сто осин,

Сто берёз и сто рябин,

Сосны, ели и дубы,

Травы, ягоды, грибы.

Много жителей в нём.

Назовите этот дом. (Лес.)

Лес - это самое замечательное богатство нашей страны, наш зелёный друг. Без леса нет жизни на Земле. Нужно не только любоваться красотой леса, но и не вредить ему и не давать это делать другим.

А что вы знаете о лесе?

(Выходят дети читать стихи)

ЛЕС– НАШ ДРУГ!

И не сразу, и не вдруг,

Мы узнали: ЛЕС– наш друг.

Нет без ЛЕСА кислорода,

Сникнет сразу вся природа,

Без него дышать не сможем

И никто нам не поможет.

Сдуют ветры урожай

И тогда– прости, прощай!

Обмелеют наши реки,

Высохнут они навеки,

Заболеют все зверушки

Вплоть до маленькой норушки.

А поэтому, друзья,

Призываю всех вас я:

Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,

Цените каждую травинку

И на листике дождинку.

Сбережѐм ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.

Красота живая– ЛЕС,

Пусть растет он до небес!

Воспитатель:

- Как называется страна, в которой мы живём?  (Республика Беларусь)

-Если вспомнить государственный флаг нашей страны, то какие цвета на нём присутствуют? (Красный, зелёный, белый).

-Что означает зелёный цвет на нашем государственном флаге? (Природа, леса, растения).

- Почему лес отражён на нашем флаге? (Потому что лес – наше богатство!)

- В чём заключается это богатство?

 Дети:

--Это «Дом».   Лес является домом для птиц, животных, насекомых, для цветов, кустов, грибов.

-- «Место отдыха». Лес - это место отдыха человека
--«Столовая».   Для животных, птиц, насекомых.

--В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.
--«Аптека». В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.
--«Мастерская». Из дерева люди делают мебель, бумагу, используют в строительстве  домов.

Воспитатель:

-- В ноябре мы с вами стали членами дошкольного лесничества «Друзья леса». В нашем районе есть Толочинский лесхоз, который заботиться об охране лесов. К нам пришёл в гости инженер по охране леса Семененя Сергей Александрович, который расскажет нам о деятельности Толочинского лесхоза. Поприветствуем его!

Дети садятся

Выступление инженера лесхоза.

Выходит Лесовик:

--Что такое? Вот так раз!

   Сколько всюду детских глаз!

   Здравствуйте, ребята!

  Я – Лесовик! Хозяин леса, повелитель всех зверей и птиц. Приглашаю вас на мою чудесную волшебную поляну. Но путь туда будет нелёгким. Дети, авы знаете, как вести себя на полянке и в лесу? (знаем)

--Знаю я вас! Цветы топтать начнёте, деревья ломать, костры разводить, птиц пугать.

Вед:

--Что ты, что ты! Мы правила поведения в лесу знаем!

Дети встают со стульев.

Правила поведения в лесу (слайды)

Лесовик:

--Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что вы настоящие друзья леса.

Предлагаю вам поиграть в игру «Собери шишки».  Девочки собирают еловые шишки, а мальчики сосновые.

Воспитатель рассыпает из корзин шишки.

Игра «Собери шишки»

--Молодцы, ребята! Вы настоящие знатоки леса!

Воспитатель:

--Уважаемый Лесовик! Наши ребята устали, разреши нам сделать привал на лесной полянке!

Лесовик:

--Ладно, на полянке разрешаю.

Детский оркестр

Лесовик:

-- У меня в лесу живут много зверей, птиц, растений, насекомых, но некоторые занесены в Красную книгу. А почему они  занесены в Красную книгу? ( Потому что их осталось мало,  они могут исчезнуть.)

Лесовик:

--Узнаете ли вы их?

-Воспитатель:

--Не все, но, те, которые находятся в нашем Толочинском районе, знаем.

Лесовик:

--Сейчас проверим!

Слайды растений, животных, птиц, занесённых в Красную книгу. Дети их называют.

Лесовик:

-- Ребята, я вижу, что вы -  настоящие друзья леса! Теперь я спокоен за свой лес и за всех его жителей. Мне пора, у меня много дел!

Воспитатель:

-- Ребята, вам понравилось наше путешествие в лес? (Понравилось)

- С кем мы встретились в волшебном лесу? (С Лесовиком)

- Кто ещё к вам в гости приходил? (Семененя С.А.)

-О чём мы сегодня говорили? (О лесе, о животных, о растениях, о профессиях).

Воспитатель:

-- Ребята, какое у вас настроение? (Хорошее)

-Что за праздник без музыки?! Повеселимся!

Танец

Воспитатель: --Вот и закончился наш праздник! Пришла пора прощаться. До свидания

Экскурсии как одна их эффективных форм

ознакомления дошкольников

с миром профессий

Воспитатель Сычева Т.А.

Знакомство дошкольников с миром профессий является важным этапом в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей и накопление представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.  

Передача социокультурного опыта из поколения в поколение осуществлялось в том числе и через традицию ознакомления и приобщения подрастающего поколения с ремеслом, которым владели предки.

Одни виды деятельности отходят на второй план, другие становятся востребованы, что определяется запросами общества. Таким образом, вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями всегда будут актуальны и своевременны. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями является одной из важных задач социализации ребенка. К сожалению, современные родители, погрузившись в работу, мало что рассказывают о ней детям (в основном, это сетования на усталость и недостаточное вознаграждение). Порой дети не могут объяснить, что означают такие рабочие профессии, как: токарь, слесарь, электрик, инженер, не совсем полно понимают, чем занимаются водители, продавцы, медики, педагоги, бухгалтера. Что уж говорить о  современных профессиях, таких как: менеджер, мерчандайзер, маркетолог, промоутер, байер и т.д.

Но мы хотели бы обратить внимание подрастающих граждан страны на профессии, без которых невозможно нормальное функционирование любого государства.  

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий будет эффективным, если в процессе обучения и воспитания будут использоваться разнообразные методы и средства формирования представлений о мире труда и профессий.

Наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных идей, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, чтобы дошкольники ясно воспринимали полученную информацию, необходимы объяснения взрослых (педагогов, родителей). В процессе бесед и занятий с детьми уточняется, дополняется, закрепляется информация, полученная воспитанниками в ходе наблюдений. Наблюдения и экскурсии организовываются исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольного образовательного учреждения.

Особое внимание уделяем тем профессиям, которые чаще всего встречаются в жизни ребенка, являются жизненно важными, понятными и доступными для дошкольников. Конечно же, это сотрудники дошкольной организации: педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель), повар, помощник воспитателя, медсестра, уборщик, водитель, электрик, плотник, дворник.

Нашими педагогами были организованы и проведены экскурсии в детскую и центральную библиотеку; в среднюю школу №1 и №2, на почту, школу искусств, дом ремесел, в музей, ДК. На базе данных учреждений дети знакомились с профессиями библиотекарь, учитель, почтальон, ремесленник, экскурсовод. Занимательная экскурсия с детьми в Дом ремесел дала возможность ребятам познакомиться с разными ремеслами и процессом изготовления кукол, поясов, вышивок,  изделий из глины, соломы, дерева. Посетив ДК, увидев интереснейших творческих людей, дети познакомились с профессиями, связанными с миром театра: актер, костюмер. А во время посещения «Детской школы искусств» ребята познакомились с профессиями мира музыки: преподаватель музыки, концертмейстер, музыкант, дирижер.

У детей дошкольного возраста преобладают зрительное мышление и память, и во время экскурсии они могут визуально познакомиться с различными видами деятельности, некоторыми видами оборудования, воочию увидеть, как работают люди. Экскурсии выполняют следующие функции: реализация принципа наглядного обучения; закрепление полученных представлений с реальной жизнью;  ознакомление дошкольников с доступными видами производства; закрепляются навыки общения со взрослыми людьми; закладываются основы профориентации.  

Во время экскурсии дети получают возможность наблюдать за различными способами выполнения профессиональных действий человека определенной профессии. Демонстрируя трудовые действия, взрослый комментирует каждую операцию и даёт детям возможность задавать вопросы. Во время экскурсии педагог дополняет полученную информацию, рассказывает о качествах, которыми должны обладать представители этих профессий, используя развлекательный материал, стихи, загадки, пословицы.

Следуя по экскурсионному маршруту, дети обращают внимание на ежедневный труд различных служб города: замена освещения, ремонт дорог, ремонт светофора, установка городской елки, закрытие и открытие фонтана, уборка улиц и парка, разгрузка товаров и др. На труд этих людей воспитатель обязательно обращает внимание, указывает на значимость труда для всех жителей города.

Вернувшись в группу с детьми, обязательно обсуждается увиденное. При этом учитывается, что дети находятся под впечатлением, нужно дать им время «успокоиться». Тем временем ребенок готов «поместить» полученные знания на свои места и дать ответы на вопросы, заданные педагогом. Процесс рефлексии – один из интересных и захватывающих этапов в подведении итогов экскурсии.

Представления о профессиональных занятиях людей разных профессий, полученные во время экскурсий, благоприятно влияют на развитие ролевого поведения в сюжетных играх у детей.  Именно в ролевых играх фиксируются знания о профессиях, полученные дошкольниками, корректируется информация о виде деятельности и взаимосвязи профессий.  

В рамках экскурсионной работы, стараемся реализовать такие формы, как: фоторепортажи и видеоролики. Созданные видеоролики и фоторепортажи с места совместных прогулок дают возможность расширять представления детей о разнообразии социального мира и воздействии деятельности взрослых на окружающий мир.

Можно с уверенностью утверждать, что экскурсии являются немаловажной ступенью в профориентационной работе. Конечно, наши воспитанники выберут профессии в соответствии с собственными желаниями, возможностями, пожеланиями родных, требованиями времени, но уважение к человеку труда останется, и пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» не будет пустым звуком. Труд будет не обязанностью, а реализацией лучших качеств и способностей человека на благо общества.

Картотека трудовой деятельности (разработка в помощь для планирования)

   

D:\Desktop\Мои документы\Труд\Картотека трудовой деятельности.docx

 

Презентация «Виды трудовой деятельности»

D:\Desktop\ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.pptx

Маршрут выходного дня «Путешествие в лесной питомник»

https://disk.yandex.by/i/hU_yFWNgkHMhxw


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Доска объявлений